Правовые аспекты - возврат, обмен керамической плитки

Правовые взаимоотношения и вопросы, заслуживающие особого внимания

-  Покупатель приобрел необходимое количество кафельной плитки. После ее укладки осталось несколько штук. Обратившись к продавцу, он настаивает на том, чтобы предприниматель принял у него этот остаток и вернул ему деньги, угрожая обратиться с жалобой в общество по защите прав потребителей. Насколько законны такие требования покупателя?

Для того чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к нормам ст. 9 Закона Украины от 12.05.91 г. № 1023-XII “О защите прав потребителей” в редакции Закона Украины от 01.12.2005 г. № 3161-IV (далее – Закон № 1023), которым регулируются права потребителя (покупателя) при приобретении товара надлежащего качества. В данной статье определен порядок обмена и возврата товара надлежащего качества. Так, п. 1 данной статьи предусмотрено, что покупатель в течение 14 дней, не считая дня приобретения, имеет право обменять товар надлежащего качества на аналогичный у того продавца, у которого он его приобрел, если этот товар не устроил его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть использован им по назначению.

Для того чтобы продавец обменял товар, необходимо соблюдение нескольких условий, установленных в данном пункте ст. 9 Закона № 1023, а именно: покупатель должен предъявить продавцу расчетный документ, выданный покупателю вместе с товаром; товар должен иметь первоначальный товарный вид – не использовался, сохранены его потребительские качества, пломбы, ярлыки. Закон № 1023 предусматривает и такую ситуацию, при которой в момент обмена товара может отсутствовать аналогичный товар. В этом случае покупатель вправе или приобрести какие-либо другие товары из имеющегося ассортимента с соответствующим перерасчетом стоимости или разорвать договор купли-продажи и получить назад деньги в размере стоимости возвращенного товара, или осуществить обмен товара на аналогичный при первом его поступлении в продажу. В этом случае продавец обязан в день поступления товара в продажу известить об этом покупателя.

При соблюдении вышеуказанных условий согласно п. 3 ст. 9 Закона № 1023 покупатель может вернуть товар надлежащего качества (разорвать договор купли-продажи). В этом случае продавец (предприниматель) должен вернуть ему деньги в день возврата товара, исходя из стоимости товара на момент его приобретения. Если сумма, подлежащая возврату, крупная и ее в данный момент нет, деньги можно вернуть позже в срок, оговоренный сторонами, но не позднее семи дней с даты возврата товара.

В нашем случае покупатель в течение 14 дней хочет не обменять качественный товар, который устраивает его по всем параметрам, на другой аналогичный, не возвратить всю партию приобретенного товара (разорвать договор купли-продажи), а настаивает на том, чтобы предприниматель принял у него часть приобретенного товара и вернул ему деньги.

Как видно из вышеприведенного, Закон № 1023 не предусматривает возврата части товара по причине того, что покупатель неправильно произвел расчет и приобрел лишний товар. Если возвращается, то возвращается вся партия товара или производится обмен на аналогичный.

Действительно, предприниматели иногда идут навстречу покупателям и принимают к возврату остатки, но это их добрая воля. Предприниматель может, но не обязан, так поступить. Как правило, остатки принимают в том случае, если в продаже имеется такой же кафель той же партии (т. е. предприниматель уверен, что сможет его реализовать). Если же такой кафель продан весь, то продавец может отказать покупателю в возврате части приобретенного товара.


Полезные статьи

Наши партнеры